Что такое клиповое мышление, плюсы и минусы, как с ним бороться

Что такое клиповое мышление, плюсы и минусы, как с ним боротьсяСовременный быстроменяющийся мир с всё новыми и новыми бесконечными порциями информации постепенно перестраивает мышление людей, заставляя приспосабливаться к этим процессам. Для того, чтобы повсюду успевать и обо всем знать, человеку 21 века приходится быстро ухватывать обрывки сведений один за другим из различных источников. Он как бы скользит по поверхностным сведениям и чаще размышляет образами, картинками и эмоциями, нежели понятиями. Такое мышление получило в обиходе даже свое наименование – «клиповое».

Содержание:
1. Что такое клиповое мышление
2. Плюсы клипового мышления
3. Минусы клипового мышления
4. Как бороться с клиповым мышлением и развить понятийное (аналитическое)

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление – это способ восприятия информации и происходящих в окружающем мире процессов через отрывочные и фрагментарные знания, как правило, не связанные друг с другом и получаемые ото всюду. Из небольших статей в газетах и журналах, сводок новостных сайтов, видео с Ютуба, короткометражных фильмов, постов в социальных сетях, рекламных роликов, телевидения. Человек получает короткие сведения из одной области, потом из другой, не связанной с первой по смыслу и так далее до бесконечности. Может создаться некоторая «каша» в голове, из которой сложно строить целую картину. Но благодаря быстрой смене информации, «каша» так сказать не чувствуется и не фиксируется. Человек не обращает на неё внимание. Он тут же, через несколько секунд или минут, может быть занят поглощением новых сведений, не заботясь о том, что предыдущие были только поверхностные, до конца не осознанные и не проанализированные.

Это мышление образами, картинками и эмоциями, когда индивидуум быстро выхватывают суть из текста, не читая его полностью, а просто пройдясь по нему взглядом и зацепившись за основные моменты. Мышление нового поколения и присуще в первую очередь детям и молодежи.

Одно из переводов английского слова «clip» означает фрагмент, отрывок, вырезка, отсечение, нарезка. Поэтому оно и используется в название данного вида мышления.

Свое развитие и становление клиповое мышление начало набирать с середины 90-х годов, когда расцветало телевидение с его разноплановыми передачами, выходили первые музыкальные видеоклипы, видеоряд в которых быстро менялся и не всегда напрямую соответствовал тексту песни. В появлении клипового мышления виноват не только «информационный бум», а то, как сам человек предпочитает усваивать новые знания и то, как большинство современных новостных и образовательных каналов преподносит ему эти сведения. Делают они это обычно очень коротко, высказав основные тезисы, и с яркой картинкой. Просто так эффективнее и проще цеплять сознание человека, нежели заставить его углубиться в тему, особенно в ту, которая ему не слишком интересна. Так создаются и короткие рекламные ролики, целью которых является эмоционально поймать человека, чтобы потом спровоцировать на покупку.

Умение мыслить «клипово» — это определенный натренированный навык. При этом этот процесс тренировки чаще происходит у людей неосознанно в моменте потребления новой информации. Мало кто читает книги. В основном люди познают мир с помощью коротких сведений. Краткость – это конечно сестра таланта. Но только лучше, чтобы она шла после понимания основного и глубинного смысла.  Даже само школьное обучение в большей степени построено на познании обрывочных знаний. Ученику за день даются небольшие сведения из одной науки, потом из второй, далее из третей, четвертой. У школьников не остается времени на то, чтобы глубоко проанализировать знания в одной области. Им приходится все улавливать на лету. А поэтому и процесс усвоения знаний крайне низок (около 10% — именно столько ученики помнят через год). Чтобы школьникам развивать аналитическое мышление, нужно читать классическую литературу, размышлять над прочитанным, стараться кратко пересказывать смысл, углубляться в изучении определенной науки, а не изучать только фрагменты, ставя перед собой цель исключительно ответить по нему на уроке. Пагубное влияние на учеников оказывают и сборники с готовыми сочинениями. С помощью них они избавляются от необходимости самостоятельного чтения книг классиков.

Почему преобладание клипового мышления не эффективно? Для ответа на этот вопрос в качестве примера возьмем новостные сводки с телевизоров политического характера. Человеку, который занимается политикой, они окажут пользу, направив внимание в нужную сторону. Они помогут ему сложить разнородные сведения в единую «мозаику» и увидеть связи между элементами. Он поймет через них то, что не поймет обычный обыватель, самостоятельно не варящийся в «политическом котле», а только выхватывающий обрывки информации из СМИ. А поэтому общая оценка и понимание событий у этих людей будет чаще всего отличаться. К тому же первый, скорее всего, найдет применение для полученных знаний, а для второго они будут бесполезны, создавая лишний информационный шум в голове.

Если много читающий и размышляющий человек мыслит глубоко и видит причины вещей, то сторонник клипового мировоззрения скользит по поверхности. Он как бы откусывает от каждого знания по кусочку, не углубляясь в его суть и не тратя лишнее время на это изучение. Но при этом он более приспособлен к изменчивому миру. Это можно сравнить с волнами в море. Человек с понятийным мышлением изучает только одну волну, а с клиповым скользит по волнам. При этом пока глубоко анализирующий человек полностью изучит одну волну, то она уже будет погребена под другими и не будет пользоваться прежним спросом. Поэтому, хоть у клипового мышления и есть минусы, но им тоже нужно обладать. Но основой все-таки должно стать умение мыслить понятиями, знать суть.

Что такое клиповое мышление, плюсы и минусы, как с ним бороться

Плюсы клипового мышления:

  1. Человек получает большое количество знаний из разных сфер жизни. Это, безусловно, расширяет кругозор (что идет в плюс), но для его настоящей деятельности может иметь малое или никакое значение. Он уже не может жить без новых «доз» информации, а поэтому постоянно стремится к ее получению (например, открывая все новые и новые сайты по ссылкам, просматривая одно видео за другим). Его можно даже назвать «инфоголиком».
  2. Способствует формированию навыка заниматься одновременно множеством дел. Развивает многозадачность. К примеру, индивидуум может одновременно слушать музыку, читать пост в социальной сети, отвечать на сообщение, кушать завтрак, редактировать картинку в фотошопе.
  3. Быстрая реакция на новые сведения и тренды, гибкость к изменениям, лучшая приспосабливаемость к обстоятельствам.
  4. Защищает мозг от перегрузок. Ведь, чтобы полностью погрузиться в определенные знания, нужно затратить много мысленных и временных ресурсов. А в условиях переизбытка информации очень сложно не поддаться на искушение узнать что-то новое из различных областей. Множество людей выбирает плыть по поверхности, чем нырять в глубину.

Минусы клипового мышления:

  1. Люди не могут видеть суть вещей, отождествлять главное. Возможно, этим навыком не нужно обладать обычным рабочим, которым важно день ото дня выполнять определенные рутинные действия. Но вот, руководителям компаний, менеджерам, людям интеллектуальных профессий, крайне важно иметь развитый мозг, уметь глубоко анализировать, видеть важное и отсекать все лишнее. Это нужно также для того, чтобы соблюдать последовательность в разговоре, просто так не перескакивать с темы на тему, ведь иначе можно непонятно к чему прийти в ходе общения и не добиться его главной цели.
  2. Индивидуумам с клиповым мышлением трудно размышлять, анализировать, качественно обучаться и решать сложные задачи. Им почти невозможно долгое время уделять внимание какому-то одному аспекту вопроса, углубляться в него. Мозг хочет перескочить с него и уцепиться за что-то новое.
  3. Податливость к манипуляциям. Обладателю клипового мышления совсем не нужно размышлять. Ему достаточно просто взять какие-то знания, к примеру, из всемирной сети Интернет и просто им поверить. Например, загуглить какой-то вопрос в поисковике и взять из него ответ, или посмотреть небольшое видео с ютуба. Всё. Он считает, что он получил знания и не думает, что по этому поводу нужно размышлять и проверять сведения. Поэтому люди, особенно молодые, могут повестись на плохую пропаганду, легко поддаться на рекламу. Им просто что-то сказали, а они в это поверили.
  4. Равнодушие к проблемам и болям других людей. Подобное отношение формируется с просмотром негативной информации, сцен жестокости. А ведь именно подобные картинки чаще всего льются с новостей. Чем больше все это смотришь, тем меньше это вызывает внутренней «боли» или отклика. Так сказать, просто привыкаешь к подобному. Также у человека с клиповым мышлением не остается времени на то, чтобы посочувствовать и сопереживать, так как хочется переключиться на новую информацию. Человек пару минут посочувствовал, а далее переключился на прочие факты, моментально забыв про прошлую печаль.
  5. Не тренирует долгосрочную память. Как итог – ее объем не растет и сложнее становится что-то запоминать. Человеку приходится задействовать кратковременную память, через которую проходят ежедневно тонны, чаще всего бесполезной информации. Но она как приходит – так быстро и утилизируется, то есть, надолго не задерживается. Отсюда протекают и проблемы с планированием жизни, с взятием ответственности за свои поступки, с приобретением, использованием и передачей своего опыта.

Как бороться с клиповым мышлением и развить понятийное (аналитическое)?

Это все навыки, а поэтому их можно развивать или терять, если ими не заниматься. Чтобы развивать понятийное мышление нужно:

1. Участвовать в анализе парадоксов, взаимоисключающих и противоречащих друг другу утверждениях. Можно рассматривать существующие примеры из истории и жизни или попытаться найти самостоятельно новые. Парадокс – это явления или ситуации в жизни, которые сложно объяснить логически или их суть сильно размыта, а поэтому с ними сложно разбираться. Но это возможно. Для этого придется поднапрячь мозги и хорошенько подумать. Несколько примеров парадоксов с противоречивыми фразами: самые лучшие вещи являются бесплатными; больше отдаете – больше получаете; чем дольше спите, тем более уставшими бываете при пробуждении; чтобы найти любовь, нужно перестать ее искать; ничего не делать – самый тяжелый труд.

Что такое клиповое мышление, плюсы и минусы, как с ним бороться

2. Читать литературу (лучше художественную классическую или философские труды). Она расшевеливает мозги, заставляет думать и размышлять. Например, можно почитать следующих современных философов: Барта, Фуко, Бодрийяра, Бахтина, Лосева, Лиотара, Мамардашвили.

Вначале будет сложно усидеть и не переключаться. Тренируйте себя понемногу, постепенно увеличивая продолжительность чтения. Начинайте с 10-15 минут, потом делайте перерыв, во время которого кратко пересказываете смысл прочитанного. В следующие разы можно повышать планку до 20-30 минут и так далее. До тех пор, пока не сможете хотя бы один час непрерывно читать выбранную литературу.

Что такое клиповое мышление, плюсы и минусы, как с ним бороться

3. Вести содержательные беседы, но не споры. Следует внимательно слушать собеседника, пытаться понять его точку зрения, а также донести свою, искать правильное решение. А вот споры – это крайне негативное и неэффективное общение. Как правило, в нем собеседник не слышит другого человека, пытается доказать свою правоту и даже когда бывает не прав, то не может принять этого.

4. Отдыхать от информации. Устраивайте себе минимум раз в месяц день отдыха от всего, чтобы несет новые сведения (газет, журналов, книг, телевизора, Интернета, социальных сетей). Отрубите себя от гаджетов и почувствуйте свободу. В этот день разрешите себе просто наслаждаться жизнью без потребления информации. Можно просто лежать и смотреть в потолок, гулять на свежем воздухе или что-то творить (рисовать, лепить из пластилина, писать сочинение, петь, играть на гитаре или пианино).

Невозможно, да не нужно избавляться полностью от клипового мышления. Это крайне полезный навык. Он нужен. Особенно при занятиях рутиной. Например, приятнее убираться в доме или делать что-то простое, одновременно слушая аудиокнигу, музыку или просто какое-то видео с Интернета или телевизора. Но только не делайте упор на клиповое мышление. Развивайте параллельно понятийное мышление, которое должно у вас стоять на первом месте. Благодаря ему вы будете более приятным человеком в общении, станете видеть больше возможностей в жизни и прогнозировать их исход, правильно воспринимать и понимать мир, меньше будете податливы к манипуляциям. Благодаря преобладанию понятийного мышления, вы сможете уложить весь тот «хаос» в голове, который создается клиповым мышлением, в правильную и понятную картину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: